Пагуошское движение ученых
Нобелевская Премия Мира
Российский Пагуошский Комитет
Русский English
Пагуошское движение ученых

Поиск

Положение и структура Состав История Новости Календарь мероприятий Проекты
Отделения Молодежное отделение Блог Комитета на сайте РСМД М.Д. Миллионщиков Карта сайта Контакты
Разоружение, верификация и международная безопасность
Региональная и экологическая безопасность, невоенные угрозы
Социальная ответственность учёных и научное сотрудничество
Издания Пагуошского движения и Российского Пагуошского комитета
Ротблатовские научные чтения
50-летие Манифеста Рассела - Эйнштейна (2005)
50-летие Пагуошского движения ученых (2007)
100-летие сэра Джозефа Ротблата (1908-2005)
55-летие Манифеста Рассела - Эйнштейна (2010)
Межрегиональный Пагуошский симпозиум в Грозном (2010)
80-летие председателя Комитета академика Ю.А. Рыжова (2010 г.)
25-летие аварии на Чернобыльской АЭС (2011)
55 лет Пагуошскому движению учёных, 1957-2012
100-летие академика М.Д.Миллионщикова, 1913-2013
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2013 год
60-я Пагуошская конференция, Стамбул, Турция, 2013 год
60-летие Манифеста Рассела - Эйнштейна (2015)
61-я Пагуошская конференция, Нагасаки, Япония, 2015 год
60 лет Пагуошскому движению и Пагуошскому комитету РАН, 2017
62-я Пагуошская конференция, Астана, Казахстан, 2017 год

Российская академия наук

Президиум РАН

60 лет Пагуошскому движению учёных и Российскому Пагуошскому комитету РАН, 1957-2017

62-я Пагуошская конференция, Астана, Казахстан, 2017 год

Михаил Дмитриевич
МИЛЛИОНЩИКОВ
(1913 - 1973), президент
Пагуошского движения ученых, председатель
Советского Пагуошского комитета




Ротблат Дж. К 50-летию Манифеста Рассела ― Эйнштейна

Сэр Джозеф Ротблат

Сэр Дж. Ротблат (1908 - 2005) - соавтор Манифеста Рассела ― Эйнштейна, один из основателей и руководителей Пагуошского движения ученых, член Лондонского королевского общества, лауреат Нобелевской премии мира 1995 г.

Это издание опубликовано к 55-й международной Пагуошской конференции в Хиросиме, посвященной 60-й годовщине сброса первой атомной бомбы на этот город. Также она знаменует 50-летие со дня оглашения Манифеста Рассела – Эйнштейна, последним из еще живых авторов, которого я являюсь, и 10-ю годовщину награждения меня и Пагуошского движения Нобелевской премией мира за вклад в дело укрепления мира на планете.

Само название Хиросима тут же навеивает воспоминания о десятках тысяч погибших здесь людей после взрыва первой атомной бомбы 6 августа 1945 года и о тех десятках тысяч, которые погибли несколько дней спустя в Нагасаки. Тяжело осознать эти цифры. По мере того как десятки возрастают до сотни, сотни до тысячи, тысячи до десятков тысяч, и десятки тысяч превращаются в сотню тысяч, цифры теряют своё значение. Вот почему снимки и рисунки, сделанные сразу же после взрыва столь важны и душераздирающи. Они обращают нас к людям, заставляя нас вообразить, как бы мы чувствовали себя, если на их месте были бы наши близкие.

Вот почему уничтожение ядерного оружия является нравственной задачей первоочередного значения. Я стремился принять участие в Манхэттенском проекте, так как искренне верил, что лучшим путем для Союзников (по антигитлеровской коалиции) предотвратить использование атомной бомбы, было овладеть ею прежде государств Оси (Берлин – Рим – Токио). Поскольку сведения разведки подтверждали, что наши тогдашние враги не смогут сделать её, я оставил проект. Конечно, на меня повесили ярлык предателя. Обвинили в шпионаже, и я был вынужден прервать все контакты со всеми моими бывшими коллегами. Я был разбит, когда услышал о применении атомной бомбы.

Для меня наиболее важным аспектом в деле полного уничтожения атомного оружия является моральный аспект. Что собираемся мы заложить в основу нашего мира: культуру мира, или культуру насилия? Неужели мы не извлекли урок, что насилие порождает насилие, и что чем суровей насилие, тем больше катастрофа. Применения атомного оружие в основе своей аморально, так как оно поражает мирных граждан наравне с военными, невинных наравне с агрессорами, уничтожая как живущих людей, так и будущие поколения. Последствия его применения могут уничтожить человечество.

Атомное оружие также незаконно. В 1996 году Международный суд постановил, что использование атомного оружия и даже угроза его применения противоречат международному праву (была допущена небольшая оговорка, что его использование может быть законным, если от этого зависит существование государства).

И державы, которые изначально обладали атомным оружием, попытались избавиться от него. Это положение снова было подтверждено на Обзорной конференции Договора о нераспространении в 2000 году, материалы которой содержали в себе «определенные шаги со стороны ядерных держав направленные на завершение полного уничтожения их арсеналов, ведущее к атомному разоружению».

Но создается впечатление, что мораль, международное право, священные обязательства по договорам мало значат для политиков этого мира. Они кажутся неспособными понять, даже после уроков войны в Ираке, что насилие сеет насилие. Следуя только на словах своим обязательствам, они продолжают пренебрегать ими. Призыв Буша «Вы либо с нами, либо против нас» значительно осложнили ситуацию. Изначально слова были применены в связи с компанией против Аль-Каиды, но они ставят всех, кто не согласен с политикой Буша в категорию злодеев. Существует множество людей, может быть даже большинство в мире, которые выступают против терроризма, но которые недовольны политикой Буша. Эта политика воспринимается как политика направленная на установление гегемонии США в мире и принимающая международные договора с точки зрения их соответствия интересам США. Соединенные Штаты отвергают рекомендации Обзорной конференции 2000 года и основывает свою агрессивную дипломатию на утверждении, что проблема Договора о нераспространении заложена не в проволочках со стороны атомных держав, а в недостатке уступчивости со стороны прежде безъядерных держав. Наиболее вопиющим проявлением двуличия со стороны США является модернизация своих ядерных сил с постановкой их в основу военной доктрины и одновременное принуждение прочих стран к выполнению Договора о нераспространении. Я должен добавить, что моя собственная страна немногим лучше.

Большее насилие не является неизбежным ответом на насилие. Конечно, мы должны противостоять проявлениям терроризма, но также важно спрашивать себя, почему происходит насилие. Что заставляет террориста или террористку-смертницу отдавать собственную жизнь? Что было в умах террористов совершивших 11 сентября и в умах тех, кто вдохновил их? Обратите внимание на символичность их целей: «Башни-близнецы» (капитализм), Пентагон (военное господство) и (вероятно) Белый Дом (архитектор гегемонии США, оплот порочных режимов на Ближнем Востоке). На худой конец, некоторые шаги по предупреждению причин могли бы быть сделаны, такие как постепенное уменьшение разрыва между богатыми и бедными как внутри стран, так и между странами, а также путем оказания значительной поддержки ООН.

Мы должны заменить видение Буша «за нас или против нас» культурой взаимопонимания, сотрудничества и взаимоподдержки. Государства должны понять, что они связаны международным правом. На деле самым лучшим инструментом, имеющимся в нашем распоряжении, является ООН, и в особенности Генеральная ассамблея, которая не связана правом вето. В ООН существуют структурные проблемы, но лучше, гораздо лучше вести работу в рамках этой организации, нежели доверить мир культуре, в которой «Сила есть право». Одновременно мы можем попытаться изменить ООН таким образом, чтобы придать большую справедливость ее решениям.

До сих пор Пагуош всегда действовал на политическом уровне, завоевывая уважение тех, кто руководствуется точной наукой и абсолютной честностью. Эта тактика имела успех во время написания этого предисловия, относительно шагов по примирению сторон в одной из наиболее опасных горячих точках мира, в Кашмире. Но я склонен полагать, что Пагуош также должен пытаться оказывать влияние на общественное мнение в некоторых специфических областях. Мы можем сделать это, до сих пор сохраняя нашу научную прямоту. В Великобритании я предложил, чтобы мы объединили силы с другими организациями, чтобы привлечь общественное внимание к растущей опасности ядерного оружия. Космическое оружие – другой возможный вопрос для обсуждения. Мы должны помнить, что большинство из нас живёт в условиях демократических режимов, и обозначает проблему для политиков.

Наконец, возвращаясь к главному, мы должны лучше помнить о нашем человеческом начале, действуя по совести. В настоящий момент я касаюсь не только политиков, но также, главным образом, молодого поколения. Мы страстно желаем мира без войн, мира справедливости и для этого мы должны воспитать в молодом поколении культуру мира. Мораль не есть грязный бизнес, как её воспринимают сторонники реальной политики. Мораль является тем, что дает возможность людям жить в сообществах и таким образом выживать с незапамятных времен. Мораль должна быть превыше всего. Мы игнорируем её в вопросе нашей угрозы.

Перед своей смертью 31 августа 2005 г. Джозеф Ротблат оставался последним из живых ученых, подписавших Манифест Рассела – Эйнштейна. Он был единственным ученым, который вышел из Манхеттэнского проекта во время Второй мировой войны по соображениям нравственности и был удостоен совместно с Пагуошским движением Нобелевской премией мира в 1995 году.

**********

Данная статья написана Дж. Ротблатом незадолго до своей смерти в качестве предисловия к изданию Addressing the Nuclear Weapons Threat: The Russell ― Einstein Manifesto Fifty Years On, опубликованного в качестве специального выпуска Pugwash Occasional Papers (2005. Vol. 4, no. 1. P. 9 ― 11).

© The Pugwash Conferences on Science and World Affairs, 2005. Публикуется с разрешения Совета Пагуошского движения ученых.

Назад

Россия, 119991, Москва,
Ленинский проспект, д. 32а,
Тел./факс:
+7 (495) 938-00-93

info@pugwash.ru
pugwash@presidium.ras.ru