СМИ в меняющемся мире - академик Ю.А. Рыжов, председатель Российского Пагуошского комитета (май 2009 г.) Доклад председателя Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН академика Ю.А. РЫЖОВА на IX Международных Лихачёвских научных чтениях
(14-15 мая 2009 г., Санкт-Петербург)
СМИ в России в ХХI веке претерпели фундаментальные преобразования по отношению к СМИ в годы перестройки (1986 – 1991) и в 90-х годах ХХ века. Если указанный выше период ознаменовался реальным возрождением свободных СМИ после десятилетий их отсутствия в стране, превращавшихся реально в средства информирования граждан и в механизм обратной связи между страной и властью, то первые 8 лет ХХI века развернули едва начавшийся процесс становления СМИ в их сущностном качестве на 180º, к традиционной в СССР роли «пропагандиста и агитатора» «единственно верного» пути, указуемого властью, вновь поставившей себя над народом.
В целях консолидации населения главной задачей так организованной власти во все времена было формирование в сознании людей образов врагов – внутреннего и внешнего. Инструментами такого формирования, наряду с поведением и действием власти всегда были СМИ, разные их формы, менявшиеся по мере технического прогресса от печатных к электронным – сначала – радио, а теперь – TV. TV сегодня самый мощный механизм обработки и ориентации общественного сознания (не только в России) и выстроившаяся у нас в 2000-х годах система власти, понимая это, оперативно поставила этот инструмент под контроль «вертикали», т.е. не только федеральные каналы, но, через ликвидацию выборности региональных руководителей, и местные каналы. Конечно, не были забыты и традиционные СМИ – радио и печатные издания. Попытки последних выйти из под контроля пресекаются разными способами, вплоть до физических расправ с их редакторами и авторами. (Холодов, Щекочихин, Политковская. Последние жертвы – редактор «Химкинской правды», стажерка «Новой газеты». несовместимую с их статусом», разбрасывая архаичные «закладки» на московских газонах).
Формируя поле внутренних врагов с помощью принятия антиконституционных законов, переводя НКО в разряд платных агентов врага внешнего – Запада, власть определила задачи контролируемых ею СМИ в этом важном для сплочения нации перед лицом «врагов» деле.
На гос-TV порабощенные «ящиком» граждане видят, как страна «встает с колен», «над вымыслом обливается слезами» в бесконечных сериалах и слегка раздражается гламуром и показным купеческим размахом разбогатевших «миноритариев» в нашем фантастически разделенном обществе.
Мы видим на экране TV как возрождается перед лицом внешнего врага наша военная мощь: стратегические бомбардировщики ТУ-160 и ТУ-95, барражируют над западной Атлантикой, остатки советских ВМФ посещают латиноамериканских союзников России, демонстрируют ее флаг в Средиземноморье и даже грозят пиратам ХХI века в далеких проливах.
Спецслужбы регулярно обнаруживают шпионов, завербованных внешним врагом и западных дипломатов, осуществляющих «деятельность, Нам демонстрируют успехи страны, наконец навалившейся на высокие технологии, в первую очередь на столь модные «нано»*)¹.
Обещанные государством на «нано» деньги возбудили множество энергичных граждан, которые до того ничего о нанотехнологиях не знали и начинают оттеснять от «нанокормушки» коллективы и специалистов, занимающихся этим десятилетия.
Мы, давно здесь живущие, помним пропагандировавшиеся властью и ее СМИ «национальные программы» - кукуруза, целина, БАМ…
Сегодня вернем из прошлого и покажем по TV стройотряды, народные дружины…
Как говорится – почувствуйте разницу (если она есть).
СМИ, с помощью власти и самоцензуры «государственников» в них (СМИ) работающих вернулись в 1930-1980 годы, что затруднило, если не свело на нет диалог культур, столь важный для развития гражданского общества*)².
Параллельно с этим процессом деградации СМИ как механизма обратной связи (парламентский механизм уничтожен как «не место для дискуссий») между властью и обществом возникло занесенное с Запада и трудно контролируемое, средство массовых коммуникаций – Интернет. Здесь, как в высвободившейся печатной прессе во все времена и во всех странах полно помоев, похабщины, антисоциальных, включая фашистские сайтов, блогов и просто бреда.
Но, как и в былые времена, нам является разумный анализ, дискуссии по экономическим, политическим, культурным проблемам, которым вы знаете где нет места.
А там где им нет места малограмотные в области современных информационных технологий «слуги народа» изобретают конструкцию удавки на этот Интернет. Кивают на Китай и Северную Корею – там вроде уже изобрели.
В действительности же способ только один – уничтожить физически всю эту технику в стране, вернув ее в информационное средневековье.
А теперь еще и кризис, эта диверсия внешнего врага, который решил назло мамке отморозить себе уши, впав в глубокий финансово-экономический обвал. И сделал он это так ловко, что глубина кризиса на Западе оказалась не столь глубокой по сравнению с той, в которую он опустил нас. Настолько ловко, что мы сначала того даже не заметили. СМИ нам сказали – это у них, а у нас – остров стабильности, девальвации не будет, спите спокойно.
А когда проснулись, узнали, что у нас девальвация более 50%, падение фондовых индексов на 75% (в США – на 40%), спад производства – наполовину в металлургии, предприятия останавливаются, увольнения и т.д. и т.п.
А в это же время правительство, освободившее себя от необходимости согласовывать бюджет 2009 года с рудиментарным парламентом, выстроила бюджет исходя из цены доллара в 24,7 руб. (сегодня – больше 36 руб.), заложило рост ВВП в 6% (сейчас призналось, что м.б. и спад на 2%) и цену барреля – 95 долларов (сегодня в районе 40). А вместо спрогнозированного профицита бюджета в 3,7% ВВП сегодня речь пошла о дефиците более 7%.
Как готовятся государственные СМИ к весне–лету 2009 года, когда начавшийся осенью финансовый кризис, уже переходящий в экономический, превратится в социальный?
Поэтому очень своевременно IX Международные Лихачевские научные чтения 2009 года включили в свою программу пленарные и секционные заседания, посвященные СМИ в меняющемся мире (Диалог культур в пространстве СМИ).
СМИ сегодня – великая сила, важно понять в чьих эта сила руках!
______________
*)¹ Доля России в мировом объеме высоких технологий – 0,3%, США – 40).
*)² Слава Богу, есть на TV пока канал «Культура» и скромное информационное «гетто» на РЕН-ТВ. |