Отчёт о международной онлайн-конференции «Ядерное разоружение и нераспространение: вступая в новое десятилетие» В соответствии с Планом мероприятий Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН Молодёжное отделение Комитета провело международную онлайн-конференцию «Ядерное разоружение и нераспространение: вступая в новое десятилетие» 2-3 декабря 2021 года. Для участия в конференции были приглашены учёные и молодые специалисты из 13 стран, в т.ч. президент и генеральный секретарь Пагуошского движения учёных. Конференция прошла на платформе ZOOM на английском языке.
Список сессий:
2 декабря 2021 года
Открытие. Эпистемическое сообщество в мировых делах: разрыв поколений и дискурсов Сессия 1. Контроль над вооружениями с нуля? Как нам двигаться дальше Сессия 2. Договор о нераспространении ядерного оружия 50 лет спустя
3 декабря 2021 года
Сессия 3. Новые технологии и контроль над ядерным оружием: вызовы и возможности Сессия 4. Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО): разоружение в постковидной реальности Сессия 5. Женщины в мире и безопасности в постковидном мире
Открыл конференцию директор Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН член-корреспондент РАН Фёдор Генрихович Войтоловский. С приветственным словом выступил президент Пагуошского движения ученых посол Сержио Дуарте (Бразилия).
Участники первой сессии «Контроль над вооружениями с нуля? Как нам двигаться вперед» согласились с тем, что новая система контроля над вооружениями не будет выстраиваться с нуля – фундаментом служит пятидесятилетний опыт договорных отношений в этой области между Россией и США, а также разработанные механизмы верификации. Вместо трехсторонних и многосторонних соглашений, на которых настаивала администрация Д. Трампа, логичным будет продолжение российско-американского диалога в этой области для выработки новых двусторонних договоренностей, а также взаимодействие двух стран с Китаем, который в рамках такого диалога в первую очередь будет опираться на свой опыт (яркий пример – участие в переговорах по ДВЗЯИ). Первостепенная задача в этой связи – не позволить дальнейшей деградации существующих соглашений и эскалации конфликтного потенциала между Россией и членами НАТО, а также вокруг Китая. Недопущение размещения прежде запрещенных Договором о ракетах средней и меньшей дальности систем вооружений в Европе и Азии будет важным элементом этих усилий. Для того чтобы своевременно добиться результатов в области контроля над вооружениями критически важным окажется прогресс на консультациях по стратегической стабильности уже в 2022 году.
На второй сессии, посвященной Договору о нераспространении ядерного оружия и анализу его успехов и проблем 50 лет спустя, ее участники обсудили его перспективы и значимость. Дискуссия по столь актуальной теме прошла всего за несколько недель до очной юбилейной сессии Обзорной конференции по ДНЯО в январе 2022 года. Говоря о ценности Договора сегодня, выступающие подтвердили его фундаментальное значение, при этом подчеркивая сложность международно-политической обстановки, ограничивающей возможности полноценной реализации всех его целей, особенно в контексте разоружения. Как подчеркнул в своем комментарии один из руководителей Пагуошского движения учёных, разочарование большинства стран в способности ДНЯО достичь полного разоружения в соответствие со статьей 6 привело к запуску таких новых инициатив, как, например, ДЗЯО. Говоря об ожиданиях от следующей Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, один из выступающих акцентировал внимание на том, что основным критерием успеха должен считаться не подписанный финальный документ (как мы знаем, начиная с 1995 года каждая вторая обзорная конференция ДНЯО не смогла приблизиться к его подписанию), а, скорее, приверженность государств-участников ранее принятым принципам и их готовность выполнять взятые на себя обязательства. Данное заключение подтвердили и некоторые другие участники. Важным направлением дискуссии стало обсуждение позиций государств, не являющихся участниками ДНЯО. Подходы Индии и Пакистана по мнению одного из участников исходят из того, что ДНЯО практически полностью достиг одной из своих фундаментальных целей – остановить горизонтальное неконтролируемое распространение ядерного оружия, но не смог добиться полноценного выполнения второй части обязательств, взятых на себя в первую очередь государствами, признанными как государства, обладающие ядерным оружием, – разоружения. Кроме того, такие глобальные вызовы, как разрешение северокорейской или иранской проблемы, лежат сейчас за рамками ДНЯО. Дискуссия завершилась кратким обзором основных позиций различных групп государств. Все выступающие призвали ядерную пятерку в ходе предстоящей обзорной конференции принять заявление, аналогичное формуле Горбачева-Рейгана, исходящее из того, что в ядерной войне не может быть победителей.
На сессии, посвященной влиянию технологий на международную повестку в сфере разоружения, участники подчеркнули тезис о том, что сегодня технологии имеют трансформационный эффект, но являются инструментом, использование которого зависит от человека. При анализе тенденций влияния технологий на международную повестку в сфере разоружения в краткосрочный период технологии, скорее, являются триггером, и это является основным вызовом для международного сообщества. Тем не менее, в перспективе технологии имеют большой потенциал для стабилизации международной обстановки. Сегодня можно выделить несколько технологий, которые влияют на процессы в ядерной сфере: гипертехнологии, которые, скорее являются следующим этапом развития межконтинентального вооружения (long range weapons), кибертехнологии, искусственный интеллект (ИИ). Сложная ситуация складывается также в сфере космических вооружений, которые тесно связаны со всеми вышеупомянутыми технологиями. Сегодня эти технологии скорее усиливают накопленный конфликтный потенциал, и поэтому разрешение основных вопросов в сфере разоружения при помощи сугубо технологического решения найти нельзя. Вызовы для международной кооперации также несет в себе информационное направление по распространению фейков, но здесь имеется и большой потенциал по работе в сфере позитивного использования защиты с помощью ИИ. Если говорить о роли технологий в процессе разоружения, то здесь необходимо отталкиваться в первую очередь от переосмысления сложившихся стратегических концептов: скорее нужно двигаться от трансформации концепции ядерного сдерживания к неядерному и его адаптации, особенно в сфере кибертехнологий. Переговоры также возможны и в сфере кибербезопасности, и уже есть примеры успеха их реализации на национальных территориях. Позитивным влиянием гипертехнологий может также стать возможность и заинтересованность держав в неформальном и негласном согласии заморозить размещение такого типа вооружений или меморандум ограничить его количество. В любом случае, как подчеркнули все участники сессии, позитивное или негативное проявление технологических решений зависит сугубо от того, как их будет использовать человек.
Сессия под названием «Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО): разоружение в постковидной реальности» была посвящена такому элементу архитектуры разоружения, как Договор о запрещении ядерного оружия, который вступил в силу 22 января 2021 года, поскольку 50-е государство, Гондурас, ратифицировало его 24 октября 2020 года. Это первый международный договор, запрещающий владение, применение и размещение ядерного оружия наряду с другими видами деятельности, ставящими под сомнение законность ядерного сдерживания. В то время как большинство государств, не обладающих ядерным оружием, поддерживают Договор, государства, обладающие ядерным оружием, и их союзники продолжают выступать против Договора. Ряд докладчиков обсудил как ДЗЯО вписывается в существующую ядерную архитектуру, и как пандемия повлияла на повестку дня в области разоружения в мире. Участники дискуссии также рассказали о способах продвижения разоружения в современном мире, в частности, подчеркнув решающую роль социальных сетей и соответствующих образовательных возможностей для молодежи. Кроме того, эксперты обменялись мнениями о перспективах предстоящей Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, которая состоится в январе, и Первой встречи государств-участников ДЗЯО, которая состоится в марте.
В рамках сессии «Женщины в мире и безопасности» участницы обсудили ситуацию с гендерным балансом в атомной отрасли России. Среди выступающих были представительницы России, Украины и Грузии. Актуальность темы сессии позволила достичь открытого диалога между всеми участниками. В процессе работы сессии были представлены инициативы корпорации «Росатом» по вовлечению женщин в атомную отрасль и технические специализации в соответствии с целями ООН. На сессии был также поднят вопрос о разнице в эффективности между международными организациями и некоммерческими организациями в миротворческих операциях. Была озвучена проблема о слабой эффективности международных организаций в условиях локальных конфликтов. Также был поднят аспект о репрезентации и роли женщин в ключевых переговорных процессах в миротворческих операциях.
В завершении конференции с благодарственным словом выступил ученый секретарь Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН Михаил Александрович Лебедев.
Приветствие участникам конференции президента Пагуошского движения учёных посла Сержио Дуарте:
RUSSIAN STUDENT YOUNG PUGWASH
Address by Ambassador Sergio Duarte, President of Pugwash, at the opening of the Conference “Nuclear disarmament and non-proliferation: Entering a new decade”.
2-3 December 2021
It is for me a great pleasure and an honor to address the Russian Student/Young Pugwash Group, albeit virtually and not in person. It is always stimulating to be among young people, and especially people like you, who care about the security and the future of our planet. Pugwash was founded in 1957 by scientists who were genuinely concerned with the course of events in their time. They were inspired by a Manifesto published two years before by Bertrand Russel and Albert Einstein. These two distinguished individuals, one a philosopher and the other a physicist, understood the existential danger posed to mankind by the development of nuclear weapons. At the time, only two nations possessed such awesome means of destruction. Today, nine countries together have approximately 14.000 nuclear warheads and their means of delivery and are engaged in an endless race to achieve illusory military superiority. By doing so, instead of obtaining security for themselves they put into danger the security of all peoples on Earth. The dangers identified by Russell and Einstein in 1955 still haunt us.
The Pugwash movement inspired by the Manifesto was carried on in 1957 by the initiative of a group of scientists who started the Pugwash Conferences on Science and World Affairs. Over the past sixty-four years Pugwash has worked dilligently to help bring about progress in the international regulation of armaments and disarmament, as well as as fostering dialogue across divides and in the pursuit of peace.
We can say that some progress was achieved. The international community was able to conclude a number of important treaties and conventions in the field of disarmament and arms control. Pugwash substantively contributed to the development and negotiation of some of those instruments, which are today part of the corpus of international law. Much, however, remains to be done and this is the task that lies before you.
Many of you may recall that for a short while in the last decade of the past century humanity nurtured the hope that the end of the ideological rivalry between the two most heavily armed nations would finally usher in an era of undersdanding and cooperation. Soon, however, a search for elusive military superiority replaced ideology as the basis for confrontation. The dichotomy between nuclear capable antagonists is repeated in other regions where local disputes and regional rivalries have emerged, increasing the risk of disaster.
Paradoxically, in spite of the drastic reductions in overall nuclear arsenals since the Cold War years, the risk of nuclear conflict seems to have increased in our times. Mistrust, arms competition and outright hostility between major powers continue to generate instability. As you are aware, most of the arms control agreements between the major powers have ceased to exist, while international tensions have grown.
My dear young colleagues, ladies and gentlemen,
It has become commnplace to say that our planet faces two existential threats of our own making; climate change and the existence of nuclear weapons. Science warns us that if we do not act decisively on climate change now, civilization as we know it may be wiped out in a couple of decades. At the same time, common sense tells us that if we do not act decisively on disarmament now, civilization may disappear in a matter of seconds as a result of a nuclear confrontation. The Bulletin of Atomic Scientists has kept the Doomsday Clock at two minutes to midnight – the closest it has ever been to the symbolic mark of total destruction. In the statement explaining the move, the Board of the Bulletin explained that global leaders are not responding appropriately to reduce this threat level and counteract the hollowing-out of international political institutions, negotiations, and agreements that aim to contain it.
The surge in interest and participation by civil society in the recent climate negotiations in Glasgow shows that tomorrow’s leaders – that is, you – understand the urgent need for greater public engagement and civic action. Common citizens, and particularly youth around the world no longer assume that today’s leaders will keep them safe and secure. This Conference is a clear demonstration of your interest and concern.
Civil society organizations, and especially those dedicated to the improvement of international security must demand increased participation in the decison making processes that affect the future of the world.
To conclude, I wish to stress the urgent need for the construction of a new paradigm of international security not based on the possession and possibility of use of weapons of mass destruction.
Peace and security are common goods that belong to all nations and peoples. International security cannot be achieved by confrontation and mistrust. It must be non-discriminatory and inclusive in order to ensure security for all and not only for a few super-armed nations. The general interest must be placed above parochial considerations. This task requires understanding, restraint and rational behavior by world leaders, as well as encouragement and cooperation by civil society. The conditions to achieve meaningful and lasting results do not need to be re-invented: they are already well-known and are enshrined in the purposes and principles of the Charter of the United Nations: renunciation of the use or threat of force, peaceful solution of diferences, adherence to the accepted norms and standards of international behavior and good-faith compliance with commitments.
I wish you success in your deliberations. |